Корзина 0 товаров в корзине
Историко-культурологический проект о старой Москве
Дизайн - Notamedia 2024

Архитектор Жолтовский: лиловый кардинал с извечной мечтой о Возрождении

Палаццо.jpgХотите ли вы путешествовать в пространстве и времени? И не куда-нибудь, а в идеальную Италию времен Ренессанса? На самом деле это просто – достаточно подойти к зданиям, построенным архитектором Иваном Жолтовским. Если посмотреть внимательно на особняк Тарасовых на углу Спиридоновки, то шумная Москва с автомобилями, спешащими толпами и стеклянными билдингами растворится, и вы окажетесь возле Палаццо Тьене Палладио в Виченце. Палладио был кумиром Жолтовского, он обошел в поисках его следов всю Италию вдоль и поперек и во всех своих постройках воплощал эту мечту об идеальном итальянском палаццо.

Иван Жолтовский – потомок старинного польского рода, которому после революции пришлось прикидываться белорусским пролетарием, талантливый, но бедный студент, не блиставший оценками, но достигший совершенства в декорации дворцовых интерьеров, благодаря тому, что начал работать еще во время учебы - помогал графу де Рошефору, участвовал в конкурсах, работал над интерьерами московской гостиницы «Метрополь». И спроектировал в 1903 году блистательный Дом Скакового общества, ставший одним из важных произведений русской неоклассики Серебряного века – мечта об Италии начала воплощаться в жизнь. Одна из жен Ивана, Елизавета Рябушинская, сестра тех самых магнатов Рябушинских, перевела в 1919 году «Четыре книги» Палладио – и совершила символический акт невероятной важности для жизни Жолтовского – он стал перевоплощаться в архитектора позднего Возрождения. 

Эта мечта стала главной в жизни Жолтовского – ей он посвятил всю свою жизнь, претворяя ее и в дореволюционных особняках, и в советской архитектуре. Его коллеги прозвали его «лиловым кардиналом» - за отрешённость от суетливой погони за будущим: он мог сотрудничать с кем угодно, лишь бы его отправили путешествовать по Италии и позволил строить его идеальные палаццо. Он не участвовал в создании пролетарской культуры – удивительно, но это совпало со сталинским стремлением к имперскому великолепию. Именно Жолтовскому было поручено проектирование архитектурной части надгробия покончившей собой в ноябре 1932 года Надежды Сергеевны Аллилуевой – жены И.В. Сталина. Он хотел эмигрировать, но потом понял, что в СССР ему позволят служить мечте в полную силу – его здания советского периода похожи на отражения Палаццо Порто ин Пьяцца Кастелло или палаццо Веккьо в зеркалах, воде, небесном своде… «Палладио как будто бы задался целью показать, что всё разумное в формах и пропорциях древней архитектуры годится для всякой эпохи и для всякой страны с теми изменениями, которых не отвергли бы и сами строители древности… Отсюда проистекает вполне свободное, лёгкое и находчивое применение им планов, линий и украшений античности…» - эти слова искусствоведа П.П.Муратова можно отнести и к Жолтовскому, с поправкой на эпоху.